И вот они – двести семьдесят километров в час от Hikari 516 (видео 4870) . Фотографировать было бесполезно – всё размывалось . Рядом с путями шинкансенов нужно бы ставить дорожный знак «низколетящие самолёты» . И пусть это не была моя первая поездка на шинкансене , всё равно восторг был безграничен . К тому же в первый раз я ехал на местом шинкансене Kodama , и путешествие заняло меньше часа , а в этот раз – на «полуместном» Hikari , и ехать предстояло больше двух часов ! Что может быть лучше ? Hikari «полуместный» , потому что он не такой экспресс , как Nozomi , который , кажется , вообще останавливается только в Нагое (насчёт Киото не уверен) . До Нагои наш поезд сделал несколько остановок . На станциях пролетали мимо важные , вечно спешащие Nozomi – и каждый раз наш поезд слегка отклонялся влево , сдвинутый потоком воздуха . На одной из остановок зашёл и сел рядом со мной приветливый пожилой японец . (Он ещё спросил у меня : “すみません、ここにひまですか。” , и я , от неожиданности , не сразу ответил) . Поскольку места в шинкансене , как я уже сказал , было много , то японец , отдыхая , снял туфли . Я обратил внимание , что носки у него были со всеми пальцами отдельно , как у перчаток . Такое я видел впервые , и даже про себя прозвал его японцем в эксцентричных носках . Впрочем , возможно , что в Японии это в порядке вещей .
. . . Примерно каждые пятнадцать минут открывалась дверь в тамбур , в салон заходил парень в форме JR , снимал фуражку , кланялся и проходил дальше . Сразу за ним заходил второй парень , похожий на него , как брат , и проделывал то же самое . Через некоторое время они так же проходили в обратном направлении . Сначала я думал , что это кондукторы , проверяющие билеты , и вытаскивал свой ticket . Но они ничего не проверяли , а только проходили мимо . Зачем это было нужно – я так и не понял . Единственными моими версиями были , что либо это технический персонал , проверяющий состояние шинкансена на ходу (что маловероятно) , либо что они помогают пассажирам разрешать какие-то , возникшие во время поездки , проблемы (что тоже несколько сомнительно) .
Спустя примерно полчаса нас предупредили о приближении к одному из ведущих японских городов – к Нагое . Этому городу , я , конечно , постарался уделить максимум внимания . Ведь Нагоя-чян – это то место , где двадцать семь лет назад появилась на свет прекрасная Мами-сан . Увидеть город , в котором она провела первые годы жизни , улицы , по которым она ходила , когда была ещё совсем маленькой ! Огромная честь для поклонника SCANDAL . 4871 – видео торможения перед станцией . Репродуктор перечисляет бесчисленные линии , на которые в Нагое можно сделать пересадку . . . 4872 – вот они , рукотворные горы Нагои . Сколько раз , должно быть , Мами-сан садилась здесь на какой-нибудь поезд . . . Священные места .
4873 – разгон после Нагои . Ускорение чувствуется даже на видео . Для того , чтобы разогнаться с полной остановки до крейсерского хода , у шинкансена уходит всего три минуты .
В Нагое мой японец в эксцентричных носках вышел , и я остался один . С противоположной стороны , где было три сиденья , ехала мама с двумя детьми (их искренние патриотические возгласы можно услышать на некоторых видео) , но они мне совершенно не мешали . Я был настолько сосредоточен на происходящем за окном , что вообще их не замечал . Потом даже был удивлён , когда на видео услышал .
Итак , я остался один . Наедине с Японией . Следующей остановкой после Нагои объявили только Одавару , и я быстро подсчитал в уме , что теперь Hikari 516 будет идти без остановок больше часа . Это было именно то , чего я желал . Больше часа этой непреложной , тугой скорости , восхищённого взгляда в окно , радости и томления сердца , чувствующего приближение Токио . Моя любимая Япония летела передо мной , разворачивалась в широкую ленту (4874) , ближние края которой смазывались , едва позволяя уловить себя сознанием , дальние же представали на несколько секунд (редко – минут) , проплывая мимо с истинно японской степенностью . И повсюду тянулись прекрасные горы . Иногда они отдалялись почти к горизонту , иногда стенами вырастали до небес за самым окном . Запомнился крутой обрыв песчаного цвета , высотой в две , может быть , даже в три сотни метров , поросший кое-где редкими деревьями . По наплыву , приближению горных цепей , я научился практически безошибочно угадывать начало туннелей . Шинкансен отчаянно врывался в их узкую тьму , смело летел сквозь неё , едва опираясь колёсами на рельсы , стиснутый им воздух давил в уши – и радостным многоцветьем вспыхивал мир на другом конце .
4875 – ещё одно большое озеро (но не Бива) . Поезд летел вперёд с такой скоростью , что погодные условия менялись то и дело , и казалось , что облака несутся по небу , как бешеные . Немного обидно (хотя и понятно) , что пути во многих местах закрыты шумозаградительными барьерами , поэтому снимать не всегда удобно .
Очень важно видео 4876 , сделанное с каноничного места , там где линия Токайдо-шинкансен ближе всего подходит к Фуджи . Вот её монументальное подножье – но сама гора , увы , закрыта облаками . Как говорят сами японцы : «Фуджи-сан – гора скромная .» Так что и на этот раз она тоже поскромничала .
Сделав видео , я вдруг понял , что ведь это – Мишима , и что здесь я уже бывал . . . Я аккуратно посмотрел направо , но долго смотреть не мог , так как там сидели пассажиры и это было неудобно . Поэтому незамеченной промелькнула за окном бурая нитка железной дороги Идзу-Хаконе . Где-то на другом конце этой нитки примостился неприметный городок Шузенджи , а от него – ещё сорок минут на автобусе до скромной деревеньки Хэда , где , в местном Музее Кораблестроения , стоит на полке путеводитель по Риге , подаренный мной три года назад . Но мне туда не вернуться . . .
А вот тот город , что светлым пятном виднеется на склоне Фуджи – не Готемба ли ? Боже мой , Боже мой . . .
Я обожаю возвращаться в те места , где уже бывал раньше . Для меня это всё равно , что встретиться со старым другом . Эта невероятная радость узнавания , эти «А ведь там . . .» , «А вот здесь я . . .». Три года все эти места жили без меня , ждали меня какой-то таинственной , расколлапсировавшейся волновой функцией . Три года я жил без них . И вот , наконец-то , мы снова встретились ! Вот знакомые туннели близ Одавары . Вот узкие речки , через которые идущий во весь опор шинкансен перепрыгивал , словно тигр . А вот и сама Одавара ! И следующей после неё объявили уже Шин-Йокогаму . Мы были на дальних отрогах Токийской городской агломерации . 4877 – остановка в Шин-Йокогаме . А после неё . . . После неё – началось . Вот оно – то самое Токийское архитектурное помешательство . Дома размером с наши комнаты . Кварталы размером с наши дома . Не было видно земли . Горы , ложбины , холмы , впадины – всё состояло из домов . А вдали уже сверкали солнечным блеском небоскрёбы . Это , струящийся в прозрачном летнем мареве , жил , творился огромный город Токио . . .
Вот и Шинагава ! Сбоку подскочила к нам бурная линия Яманоте ! 4878 – очередной гимн безупречной точности японских железных дорог – идущие в унисон поезда линий Яманоте и Уцуномия . А динамики уже объявляли Токио . . .
Из вагона я вышел последним – жаль было расставаться с шинкансеном . 4879 – вот он , красавец Hikari 516 . На одном из соседних путей стоял знаменитый «король поездов» Hayabusa E5 , на котором мне , через несколько дней , тоже предстояло ехать . Разумеется , его я тоже сфотографировал (4880) .
Токио встречает жарой . И , спасаясь от этой жары , скорее на эскалатор – и вниз , в людные подземные улицы Токийской станции ! В толпу , которой можно не бояться .
Я хотел купить билет до Уэно – но не тут-то было . Билет с шинкансена я отдал автомату при выходе – но при этом всё ещё находился в пределах пассажирской части станции , а автоматы-то снаружи ! Пришлось идти сдаваться дежурному при турникетах . К счастью , он в ситуации разобрался и меня выпустил . Билетные автоматы ! Да ! А потом – перроны линии Яманоте ! Поезда с салатовыми полосами на боках ! Милая давка ! “Tsugi wa Kanda , Kanda .” Узкая щель Кандагавы – а за ней . . . Родная Акихабара !!! Наконец-то ! Дождалась меня ! И я тоже дождался ! Мне было почти не видно станционной площади и Акихабарского бульвара – но здание UDX не спутаешь ни с чем . Надеюсь , никто из соседей-пассажиров не видел , какое у меня было лицо . Наконец-то ! Прошу вас , кричите ! Акихабара всегда ждёт . Ждёт всех отаку со всего мира . Ждёт терпеливо , годами и десятилетиями . Вы только окажитесь здесь . . .
“Tsugi wa Okachimachi , Okachimachi “. И , сразу за Окачимачи , справа – огромная площадь с рыжим U посередине ! Уэно ! Какие места ! Какие воспоминания ! Ура !
К сожалению , середину дня помню не очень хорошо . Помню , как , задыхаясь , шёл по славной Асакуса-дори . Помню , как заходил в гостиницу и приветствовал персонал как родных . Большинство сотрудников остались те же ! У меня ещё спросили , хочу ли я заплатить за все девять дней сразу (видимо , на такой долгий срок у них останавливаются нечасто) . Разумеется , я хотел . 39600 йен перешли в руки работника на ресепшене – и о крыше над головой можно было больше не беспокоиться . А вот и «кают-компания» , где я тогда , три года назад , встретился с мокрым японцем . Кто же его облил ? (Хотя моё аниме-воображение уже услужливо нарисовало мне картину : сенсей пристаёт на улице к прекрасной японской школьнице , а её младший брат мужественно опрокидывает на него с балкона ведро с водой чтобы он прекратил . Потому что брат сам хотел к ней пристать . OMG , yes !) . Поскольку заселение я указал только в десять вечера , то сейчас пока сдал свою сумку на хранение , а сам поспешил наружу . Уже не помню , где я обедал – в Sukiya или в МакДональдсе , но после обеда сразу направился в Уэно – садиться на поезд и ехать выполнять вечерние планы .