Одна из самых замечательных вещей в Лондоне – в том , что там даже ночью людей на улицах больше , чем у нас днём . Когда я шёл обратно через кипящий жизнью , брызжущий всеми цветами Камден , мне казалось , что сейчас самый ранний вечер (хотя была уже половина одиннадцатого) . Правда , когда я добрался до вокзалов , время уже перевалило за одиннадцать – и , честно говоря , стало немного стрёмно . Тем более что как раз в этот момент у меня попытался что-то спросить какой-то негр – но я , ускорив шаг , прошёл мимо . Хотя , возможно он сложно хотел спросить : «Как пройти в библиотеку ?» (А ведь там как раз неподалёку и была библиотека , около вокзала St. Pancras International !) Но этого я уже не узнáю .
Примерно за сорок минут до полуночи я наконец-то добрался до отеля . Всё тело у меня ломило – и номер , и без того шикарный (в особенности по моим меркам) показался мне прямо-таки королевским . Бесстыдно развалившись в кресле , я праздновал концерт BABYMETAL и поглощал «треугольники» , запивая их водой .
К счастью , в культурной Англии в гостинице на двери оказалась такая полезная вещь как задвижка . Несмотря на это , спал я плохо и «по частям» . После где-то шести-семи часов такого полусна , я очнулся – ещё до будильника .
Прогноз погоды продолжал сбываться – и когда я вышел из гостиницы , меня встретило удивительное , немыслимое для ноября чистое небо ! Было так тепло , что не потребовались ни шапка , ни шарф . Я снова посетил знакомый Pret A Manger , где позавтракал – а затем пошёл с вершины городского холма к Liverpool Street Station , любуясь невероятным контрастом между бурыми , оранжевыми , жёлтыми листьями деревьев – и насыщенной , почти болезненно яркой синевой небес . Я шёл не торопясь . Запомнилось , что из одного из бесчисленных , вымощенных камешками проулков выехал серенький минивэн – и водитель мигнул мне , чтобы я проходил . Я постарался проследить движение минивэна в трафике – но он быстро скрылся в пробке где-то близ кольцевой развязки у самых корней небоскрёбов .
И чем ближе я подходил к станции , тем больше мне не хотелось уезжать . Хотелось свернуть – и идти одному по этим улицам – всё равно куда . А ведь это почти как у Замятина в «Ловце человеков» : «В утреннем , смутном , как влюблённость , тумане – Лондон бредил . Розово-молочный , зажмурясь , Лондон плыл – всё равно куда .» Да , да , вот оно , это гениально замеченное Замятиным стремление плыть – всё равно куда , едва-едва выдающее себя дрожанием ласкового воздуха под тёплым осенним солнцем ! Посмотри ! Я почти остановился , наблюдая косые пласты солнечных лучей , воздушными льдинами сползающие с крыш . Но видеть такое – удел художника . Я же – раб . Я – повинуюсь жизни . И , повинуясь жизни , я сворачиваю в тёмный , холодный чулан переулка , ведущего к вокзалу .
На Liverpool Street Station мне пришлось несколько минут походить туда-сюда между табло – пока я наконец не нашёл нужный путь и , с помощью добродушного негра , не прошёл турникет . Поезд уже стоял у перрона . Правда , я не сориентировался и сел в самую середину , в шестой вагон . Ну да ладно , народу всё равно было немного . Через четверть часа мы поехали . Я снова сел спиной (но лицом к Лондону) и держал фотоаппарат наготове , надеясь сфотографировать Лондон-Сити . И вид был замечательный – но фотоаппарат снимать отказался . Его последние силы ушли на девятнадцать секунд Monochrome . . .
А дальше – снова тихий , еле слышный посвист поезда , снова усталая радость спокойной , осенней тишины за окном . Шесть лет назад , когда я летал через Стенстед на концерт BAND-MAID – это тоже было в ноябре . Поэтому сейчас мне казалось , что в этой части Англии царит вечная осень . И до чего же этот усталый , мирный вид был ближе сердцу , чем стерильные , однотонные , серо-зелёные поля при поездке в Лондон из Лутона ! Сейчас я то смотрел на землю в ржавом осеннем железе , то следил в сверкающих небесах заходящие на посадку в Стенстед самолёты .
А вот и сам аэропорт Стенстед – это уже суетливый человечий мир . К счастью , регистрация на рейс начиналась за четыре часа до вылета , так что мне и ждать-то особо не пришлось . Последние четыре часа на английской земле не были скучными – и в самом аэропорту есть на что обратить внимание , и вид на лётное поле хоть и не идеальный , но тоже неплохой , так что всегда есть возможность посмотреть на самолёты и мысленно их поддержать .
Когда мы уже стояли в очереди на свой гейт , нам сообщили , что произошёл овербукинг на два человека (такое случилось впервые в моей пассажирской «карьере») и спросили , не желает ли кто-нибудь остаться на сутки за компенсацию в 250 евро и оплаченный отель . Один человек вызвался добровольно , как уж они разбирались со вторым – этого я не видел . Но сказали , что «ссадят» того , кто зарегистрировался последним . (Теперь хоть буду знать , какой у Ryanair принцип . Спасибо , они хотя бы не кидают жребий и не заставляют пассажиров играть в камень-ножницы-бумагу .) Но самое интересное было дальше . Я летел на месте 27А . А на двадцать шестом ряду одно место было свободным . . .
Менее чем за три часа до начала второго концерта BABYMETAL самолёт выехал на полосу и рванулся , пытаясь настичь и взять в плен арьергарды отступающего заката . Но у него не получилось – и он , в растерянности , ещё минут десять-пятнадцать летал кругами над Англией . А потом Англия пропала , затопленная чёрной , холодной дикостью Северного моря .
Всю дорогу обратно я смотрел на освещённые сверху луной облака . Самолёт снова не упал .