“ Но нет ничего в этом мире , что было бы далеко от нас . “ В . Михайлов , “ Тогда придите , и рассудим “
Но перед этим – краткий визит в Sukiya . Затем – возвращение в отель для того , чтобы в очередной раз сменить майку . На сей раз облачаюсь в белое одеяние с логотипом UniCon – единственного латвийского аниме-мацури . Воздать должное фестивалю тоже следует .
И вот я вновь снаружи . Выйдя на Асакуса-дори , поворачиваю в противоположную от Уэно сторону , туда , куда я ещё не ходил – в направлении Сумида-гавы . И сразу же делаю снимок 1743 , на котором уже видна моя цель . К счастью , дело уже идёт к вечеру , а я иду по теневой стороне улицы , поэтому столь удушающей жары уже нет . Ещё через несколько метров – новое открытие (1744) . Это же 7-Eleven , ещё один знаменитый японский kombini ! Кстати , главный конкурент Family Mart . В 7-Eleven я ещё побываю . Но это будет не в Токио . . . Пока же я продолжаю свой путь . Фотографии 1745 и 1746 сделаны с одного и того же перекрёстка . Меня в очередной раз покорило невероятное количество проводов над японскими улицами . Великий Синкай был прав . . . Впрочем , разве я сомневался ? Если только подсознательно . 1747 – вот тоже интересная фотография . Вообще-то я хотел сделать снимок таблички «Асакуса-дори» , но когда навёл на неё фотоаппарат , то увидел , что в кадр попадает ещё и гигантский мужик в поварском колпаке , которого я до этого момента вообще не замечал . В итоге сфотографировал обоих . 1748 – и вновь улицы Японии . . . 1749 – отдадим должное велодорожкам . 1750 – и вот я уже на подступах к Сумида-гаве . На переднем плане видна станция метро «Асакуса» , вдалеке – Tokyo SkyTree . Если увеличить снимок до истинного размера , то в небе можно разглядеть стартующий из Ханеды самолёт . Это место мне тоже очень понравилось и я даже постоял там немного , прежде чем двинуться дальше . 1751 – берег Сумида-гавы и мост через неё . Но я так и не смог понять : что это за гигантский рог , выходящий из здания на противоположном берегу ? 1752 – 1754 – на мосту над Сумида-гавой (почти «Под мостом у Аракавы») . 1755 – и вот я уже на другом берегу . Если не ошибаюсь , то это уже специальный район Сумида . Я вышел за пределы Тайто-ку . 1756 – широких улиц здесь несколько больше . 1757 , 1758 – всё ближе и ближе . 1759 - 高い。。。
Далее я несколько заплутал . Tokyo Sky Tree находится на небольшом полуострове , на другой стороне маленькой реки , название которой осталось мне неизвестным . Я никак не мог найти мост через неё , точнее даже – поворот налево , который привёл бы к этому мосту . Но мне повезло . Улица дальше шла через небольшой горбатый мостик и , оказавшись на его вершине , я оттуда увидел , куда идти . 1760 – и вот я уже у комплекса . 1761 – снимаю берег , откуда только что пришёл . Привлекли внимание традиционные японские вертикальные флаги . Далее – вновь затруднение . У Tokyo SkyTree великое множество входов и я всё не мог понять , какой же из них мне нужен , хотя что-то мне подсказывало , что многие из них в итоге ведут в одно и тоже место . 1762 – наконец нахожу правильный . Оказавшись внутри , делаю снимок опор башни (1763) . Далее я вновь пустился бродить по внутренним лабиринтам , пытаясь отыскать место продажи билетов , но это оказалось мне не по силам . Пришлось обращаться за помощью к персоналу . У сотрудников SkyTree , как и у любой японской компании , есть своя форма , поэтому найти их нетрудно . Оказалось , что продажа билетов и вход в лифты происходят на четвёртом этаже , куда нужно добираться на эскалаторах . Объяснявшие мне японцы при этом активно жестикулировали , что , надо заметить , для представителей Японии не очень характерно , но благодаря этой жестикуляции я хорошо представил себе ожидающий меня путь и в итоге нашёл нужное место с первого раза . Любопытно , что для того , чтобы туда попасть , нужно было ещё раз выйти на улицу , на балконе четвёртого этажа . Оказавшись там , я не преминул сделать снимок башни в направлении почти вертикально вверх (1764) . Далее я , пройдя двери , оказался в огромном зале величиной , наверное , с половину футбольного поля . Во всём этом зале не было ни одного человека . Но он был весь заставлен столбиками и расчерчен висевшими на них синими ленточками . Тут сотрудники мне быстро указали мне , куда идти . Пройдя вдоль стенки и выписав интересную загогулину , я вошёл в другой зал , примерно впятеро меньше первого . И , в отличии от первого , он был почти весь забит людьми , стоявшими в зигзагах огромной очереди . И вот тут я похолодел . Я понял , что бывают дни , когда и весь первый зал тоже представляет собой сплошную очередь . Сколько же в ней нужно было стоять ? ! Стараясь отгонять от себя эту мысль , я встал в конец очереди – и тут мне вручили брошюру Tokyo SkyTree (1765) . Замечательная вещь – в ней можно посмотреть , в каком направлении ты смотришь и что при этом видишь . Забегая вперёд , скажу , что и на самих обзорных площадках есть экраны с тачскринами , где тоже можно узнать , что перед тобой .
Похоже , что в очереди стояли люди со всего мира . Каких только языков не было слышно ! Двигались мы вперёд довольно быстро и стояние в очереди заняло не более пятнадцати минут . Далее – покупка билета . На самом деле персонал был настолько отзывчивым и так опасался , что не сможет помочь , что мне было неловко их затруднять . Затем идёт распределение по лифтам . Пока мы ждали лифта , который был сейчас в нескольких сотнях метров над нами , нам даже немного рассказали про саму Tokyo SkyTree . Как оказалось , всего в башне четыре лифта , причём каждый посвящён своему времени года . Тот , около которого стояли мы , был посвящён весне . И вот он прибыл . Любопытно , что высадка пассажиров происходит на пятом этаже , поэтому выходящие и входящие не встречаются и друг другу не мешают . Загружаемся . И , примерно через минуту – запуск . Прямо скажем – ускорение знатное . Пол отчаянно давит в подошвы . Табло над дверью показывает не этажи , а высоту и скорость подъёма . В тот момент , когда я сделал фотографию 1767 , мы уже были на высоте 165 метров , а скорость была максимальной – 600 метров в минуту . Как на самолёте ! Конечно , уши болели очень . Но длилось это недолго . Менее , чем через минуту лифт открыл двери – но уже на 350-метровой высоте . Выйдя наружу , я сделал шаг к окну . . . Сказать , что вид был впечатляющий – значит , не казать почти ничего . Был виден весь огромный мегаполис Токио до самых окраин , вдалеке – Токийский залив с аэропортом Ханеда на краю , Одайба , какой-то гигантский мост и , кажется , даже северное побережье залива , в направлении префектуры Чиба , было заметным ! Вулкана Фуджи и горы Такао , не буду врать , не увидел . Погода стояла хорошая – но для того , чтобы их увидеть , нужна идеальная .
На 350-метровой площадке сделаны фотографии с 1768 по 1807 . Не смог удержаться от того , чтобы не сфотографировать себя (1774) . Потом начал обходить площадку по периметру , чтобы заснять Токио с разных сторон . Хотя и говорят , что в Японии слабые землетрясения бывают по нескольку раз в день , но я ни разу не почувствовал ни одного , даже несмотря на извержение вулкана Онтаке . И о ветра башня тоже не качалась . Хотя на уровне каких-то тонких , подсознательных ощущений чувствовалось , что она , всё же не совсем неподвижна . Но на то они и тонкие , что их не так-то легко облечь в слова . Отмечу фотографию 1777 , потому что на ней удалось запечатлеть пролетавший мимо вертолёт , судя по раскраске – военный .
Мне на высоте почему –то начали вспоминаться песни Linkin Park (цветовая гамма вокруг несколько соответствовала некоторым их клипам) , поэтому к снимку 1778 я сразу придумал название Shadow of the day . На фотографии 1783 виден тот самый экран с тачскрином , о котором я говорил выше .
Находясь на башне , я , впервые в Японии , начал делать короткие видео . Конечно , на фотоаппарат особо не поснимаешь – батарея быстро садится , но не сделать их было нельзя . 1784 – вид сверху почти сразу после прибытия . 1801 – то же , но с другой точки . Хотя я , честно говоря , снимал не столько пейзажи , сколько проходивших мимо прекрасных японских школьниц .
Затем я решил побывать и на верхнем уровне , расположенном на высоте в 450 метров . Напоследок сделал ещё два снимка : 1805 – In front of the Sun , и 1807 – призыв вверх . Видео 1806 сделано из очереди наверх , но , увы , получилось , размытым .
Купив билет на следующий уровень , мы снова разошлись по лифтам . На сей раз лифт был куда меньше предыдущего , но у него были и определённые преимущества – прозрачные двери и даже прозрачный потолок ! Видео 1808 , которое я снял , пока мы в нём поднимались – одно из моих самых любимых во всём визите . То радостные , то испуганные – но неизменно искренние , без малейшей европейской фальши – возгласы соседних японцев не могут не радовать душу .
И вот мы наверху (1809) ! Впрочем , это ещё не самый верх . До наивысшей доступной точки , расположенной на высоте 451,2 метра , нужно ещё пройти по спиральной эстакаде немного вверх . Я , к сожалению , не очень хорошо помню распределение атмосферы по высотам , но думается , что сейчас не меньше пяти процентов её веса лежало у нас под ногами . Однако в тот момент важнее было другое . Нужно было сделать одну фотографию , о которой я давно мечтал . 1810 – моя любимая манга “Hoshi no Koe” на фоне Токио ! Я купил её уже несколько лет назад , через наш местный магазин Anime-san , и владелец сказал , что её пришлось заказывать из Канады . Теперь я взял её с собой в Японию , так что , возвращаясь на родину , она проделала почти кругосветное путешествие . И теперь я поднял её на самую высокую точку Токио ! Порадовавшись , я начал фотографировать дальше . Фотографии с верхнего уровня – это 1809 – 1840 . И вот (1824) – самая высокая точка , Sorakara Point ! 451 метр и 20 сантиметров . Название Sorakara написано хираганой , поэтому трудно сказать , что оно означает . В принципе , “sora kara” может означать «с неба» , но без кандзи не понять . А мне не понять и с кандзи , ибо я не помню , каким кандзи обозначается «небо» .
Что ж , наступала пора спускаться . Как я уже говорил , темнеет в Японии стремительно , так что наступила уже почти настоящая ночь . Видео 1834 – спуск на эскалаторе к лифтам . Спуск на самих лифтах тоже прошёл успешно , если не считать боли в ушах . Но вот выйдя из лифта на пятом этаже , я понял , что окончательно потерял ориентировку в пространстве и не мог сказать , где выход . Проплутав с четверть часа , я вышел на подземную автобусную стоянку , и чутьё подсказало мне , что если я сейчас поверну в правильном направлении , то выйду , куда надо . Я повернул направо , вышел со стоянки – и рот у меня открылся . Передо мной была . . . железнодорожная станция , на которой стоял поезд . Я уже более или менее привык к тому , что в Японии поезд может выехать из любой двери – но сюда запихнуть железную дорогу ! . . . Так и не понял , что это была за линия . Возможно , Тобу . Пройдя стоянку обратно , я , наконец-то , очутился на берегу знакомой речки (1841) . 1842 – Tokyo SkyTree ночью . 1843 – та самая речка . Красиво подсвечивается прожекторами , несколько напоминая рижский городской канал . 1844 – хороший снимок Tokyo SkyTree и светофора . 1845 – а вот и тот самый горбатый мостик , с которого я нашёл дорогу . Сделав этот снимок , я стал свидетелем своего рода ДТП . Точнее , самого момента инцидента я не видел , но насколько я понял , девушка на велосипеде каким-то образом столкнулась с солидным господином в костюме и с портфелем . Я видел только , как они друг другу кланялись и подавали упавшие вещи . Это был единственный инцидент с участием велосипедистов , который я видел в Японии . Учитывая , сколько их там и , в особенности , как они ездят , это что-то удивительное .
Нельзя не сказать и об инвалидных колясках . Их довольно много , почти все они самоходные . Но интересно то , что некоторые из них – не колёсные , а гусеничные . Для европейца это может показаться нелепым , но на самом деле это совершенно логично , поскольку заметно облегчает преодоление невысоких препятствий .
. . . К этому моменту я уже довольно сильно захотел есть , а идти до гостиницы было где-то минут сорок , поэтому , когда , ещё не доходя до Сумида-гавы , увидел пиццерию , то решил в неё зайти , тем более , что в ней никого не было . Кажется , это был первый раз в Японии , когда я услышал каноничное “Okyakusama , irasshaimase !” Мой «крейзи джапаниз» вполне выручил меня и на этот раз . Девушка за стойкой сразу поняла , чего я хочу и попросила подождать . Сидя в ожидании заказа , я вспомнил виденный где-то близ Уэно момент . На улице , ожидая кого-то , сидела девочка-кавайка в рулезном прикиде , исполненном в стиле , среднем между госу-рори и хараджюку-кей . Точнее сказать не могу , ибо не специалист . И всё бы ничего , но сидела она . . . в инвалидной коляске . Я так и не понял , было ли это нужно для косплея или по правде . Но понял , откуда авторы аниме берут типы , подобные Марико из Elfen Lied .
Тем временем возник ещё один интересный момент . Наверное , многие знают , что в Японии маленьких детей воспитывают почти без ограничений и они могут делать практически всё , что хотят . Примеры этого я уже видел своими глазами , а в этот раз испытал и на себе . В пиццерию зашла семья с маленькой девочкой . Пока родители выбирали , что заказать , девчонка подошла ко мне и утащила меню , которое я читал . И это при том , что рядом на столе лежало другое , точно такое же , которое я , в итоге , и взял .
. . . Закончив питаться , я попрощался с персоналом и пошёл дальше . Тут нельзя не сказать об одном моменте , который на фото , увы , не попал . Далеко справа стояла та самая группа небоскрёбов с синхронно мигающими огнями , которую столь часто изображают в аниме ! Огни действительно почти гипнотизируют . Кажется , я заснял их из Tokyo SkyTree , фотография номер 1839 , но окончательно уверенным быть , всё же , не могу . 1846 – прощальный снимок Tokyo SkyTree с берега Сумида-гавы . 1847 – 1849 – Сумида-гава ночью . 1850 – почти с той же точки , что и днём . . . Теперь нужно было дойти по Асакуса-дори до гостиницы . Я шёл , мыслил , чувствовал и наблюдал . Несмотря на достаточно ранее время – не было ещё и 20:00 – людей на улицах было на удивление мало . Впрочем , возможно , это потому , что самих улиц было невероятно много , и японцы , выйдя с поезда или из метро , довольно быстро по ним рассасывались . Кроме того , меня поражало то , насколько на улице тихо . Обгонявшие меня на велосипедах пожилые японки переговаривались совершенно не повышая голоса – и всё было слышно . Не могу сказать , что у японских машин за двигатели – возможно , у них много электромобилей – но они почти не шумят . Да и самих машин на Асакуса-дори было немного . Редкие спортивные автомобили было отлично слышно уже за три «больших» квартала . А когда один раз проехала скорая помощь , то казалось , что сирену можно услышать даже из Уэно . Я чувствовал себя настолько великолепно , что мне казалось , что так же должны чувствовать себя и все остальные . «Бедняга , - подумал я про неизвестного пациента , к которому спешила скорая (неизвестно почему , но я сразу решил , что скорая едет к нему , а не везёт его в больницу) , - Как его угораздило заболеть сейчас , когда я в Японии и мне так замечательно ?» Но , как я ни старался , так и не смог представить себе чего-то такого .
Воздух тоже был невероятно чистый и свежий . Сколько бы ни было у японцев электромобилей – но ведь не все же ? Учитывая сильный дефицит зелени , было совершенно невозможно поверить , что я нахожусь почти в центре восемнадцатимиллионного мегаполиса . Была ночь , ветра не было , и воздух был такой тёплый , что мне казалось , что я в комнате . Было тепло и тихо как … как дома ! Да . Вот оно . Я нашёл нужное слово . Теперь я понял , почему мне всё время хотелось сказать про Японию «чисто как дома» , «тихо как дома» , «тепло как дома» . Всё то время , которое я пробыл в Японии , меня не оставляло ощущение того , что она – один большой дом . Ведь не зря же говорят , что японцы воспринимают себя как одну большую семью с Императором во главе . Изумительно ! Невероятное ощущение общности , государственности на таком , совершенно новом уровне . Вот где настоящее «один за всех , а все за одного» . В мире много говорят как о преимуществах , так и о недостатках японской нации – но почти никто не говорит о том , что их недостатки , какими бы они там ни были , являются продолжениями их достоинств . Иными словами – без первого не было бы и второго . А без второго не было бы и японской нации , способной не только выживать на этой фантастической земле , но и по-настоящему жить на ней . В этот момент мне показалось , что я сделал ещё один – и довольно заметный шаг – к пониманию японского сознания и аниме . Разумеется , я не прельщаюсь надеждой , что смогу понять японцев . Японцы сложнее нас , и если японец способен понять европейца , то обратное , увы – или к счастью – невозможно . Но понимать японцев – это всё равно , что быть отаку . Это путь , а не пункт назначения . И мы продолжим поиск .
. . . Поглощённый своими мыслями , я даже не заметил , как добрался до отеля . Тут , я прежде всего , оценил масштаб приобретений (1851) . Масштаб оказался впечатляющим . Теперь предстояло придерживаться режима экономии , если не хочу в последний день идти в Нариту пешком . А до неё 66 километров . Пообнимавшись с Акеми-сан (1852 , 1855) , я решил укладываться спать . Когда Акеми-сан уже будет без упаковки , её не обнимешь – слишком хрупкая . . . Оказавшись в кровати , я вспомнил , что не выключил свет . Вставать снова было лень , поэтому я за веревочку выключил лампу ногой . Улёгся поудобней и , счастливый , заснул .