“ Но нет ничего в этом мире , что было бы далеко от нас . “ В . Михайлов , “ Тогда придите , и рассудим “
После Каруидзавы горы неожиданно отступили . Поезд выскочил на небольшую округлую равнину , в самой середине которой и располагалась станция . Уже через несколько минут состав стал замедляться , за окнами поплыли виденные в Google Street View окрестности – и вот , скрипнув тормозами , мини-шинкансен остановился у перрона . Я уже ожидал в тамбуре , поэтому вышел из поезда одним из первых – но решил немного задержаться , чтобы сфотографировать отходящий состав , хотя и понимал , что Юхей , не видя меня , несколько понервничает . Через минуту поезд закрыл двери и , словно приветствиями , сопровождаемый предупреждениями об опасности из динамиков , плавно заскользил вдоль перрона . Я изготовился – и сделал фотографию 8443 . Asama 619 на станции Саку-дайра . Сама станция имеет весьма симпатичную архитектуру , с проходом над путями и небольшой башенкой , что делает её похожей на какую-то железнодорожную церковь .
Шинкансен зазмеился дальше в Нагано , а я , наконец-то , покинул перрон . Вверх по лестнице , налево , загогулина коридора – и вот за барьерами я уже вижу Юхея . У меня ни разу не возникло и тени мысли о том , что что-то может случиться и его задержать – это же Япония . В радостном приветствии вскинуты руки . Прохожу барьер – и Юхей встречает меня крепким рукопожатием . Несколько лет прожив в Англии , он не имеет ничего против западных манер .
Действительно , между мной и им я почти не чувствую препятствий . Даже естественное при встрече спустя столь долгое время смущение – и то проходит буквально за пару минут . Вместе выходим со станции – и перед тем как двигаться дальше , ненадолго останавливаемся , чтобы сфотографироваться (8443А) и осмотреться . Осматриваться , понятно , нужно в первую очередь мне . 8444 – станция Саку-дайра . 8445 – окрестности . Помню , в первые же секунды на здешней земле меня поразил этот феерический концерт , который давала тишина . Мне кажется , эта тишина чувствуется даже в фотографиях . Казалось бы , не первый раз в Японии , и к тишине уже должен был привыкнуть – но нет , каждый раз этот праздник беззвучия изумлял меня заново .
Юхей удивился , что кроме рюкзака у меня нет с собой вещей , и я сказал ему , что оставил их в гостинице . Сейчас меня очень интересовало , как же мы поедем дальше . К Саку-дайре примыкала одна местная железнодорожная ветка – однако , чтобы добраться до Миёты , нужно было делать пересадку , и я опасался , что таким манером мы доберёмся только ночью . Может быть , сядем на автобус ? Но мои сомнения быстро разрешились . Юхей подвёл меня к небольшой чёрной машинке , имевшей традиционные для Японии неаэродинамические , рубленые формы . Автомобиль ! Я радовался так , что вызвал удивление Юхея – и объяснил ему , что это первый раз в Японии , когда я поеду на машине .
И вот мы поехали . Сижу на левом переднем месте ! Хорошо , что это Япония . Слегка покружив у станции и совсем чуть-чуть зацепив городок при ней , мы выехали на местную дорогу – и понеслись в неизвестность . Неизвестность для меня . Будучи с Юхеем , я радовался возможности потренировать свой японский , он же , в свою очередь , сказал , что у него уже давно не было возможности поговорить по-английски . Мы , конечно , сразу стали вспоминать Форум и другие былые события , Юхей рассказывал мне , как дела у других участников японской делегации . Разговор , ясное дело , шёл преимущественно на eigo , но иногда я всё же ухитрялся и вставлял японские фразы . Но за беседой с Юхеем я ни на минуту не забывал следить за миром . И следить было за чем . . .
Уже в первые минуты у станции меня неосознанно поразила одна вещь – но только сейчас она пробилась через лабиринт чувств и окончательно дошла до разума . Воздух был другим . В отличии от Токийской душегубки , здесь он был буквально пропитан жизнью . Оба окна на передних дверях были полностью открыты – и в машину врывался тёплый , сырой запах полей , рек и перелесков . Это не был какой-то экзотический аромат южной природы , нет , но каждым своим вдохом я ощущал в воздухе свободу и силу жизни . И трава , и листва дереьев – всё было ярким , густым , иногда тёмным от избытка жизненных сил – и я , глядя в окно , завидовал всему этому . Честное слово , в тот момент я завидовал траве и дереьям , их свободе , их способности , не осознавая этого , абсолютно и непреложно выполнять своё предназначение . Обернувшись к Юхею , я сказал : “Kuuki wa chigau !” – это был единственный способ , каким я мог выразить свои чувства на японском . Юхей подтвердил и сказал мне , что уже завтра в Токио я буду скучать по всему этому . Завтра ? Да я уже сейчас , заранее , отчаянно скучал по тому , что видел – мне хотелось высунуться из окна , чтобы в полной мере ощутить , впитать в себя этот живой вихрь . Но я не стал этого делать , дабы не беспокоить Юхея .
Местность была относительно равнинной , но время от времени мы пересекали по мостам ложбины , по дну которых журчали и пенились небольшие речушки (видео 8446 и 8447) . Юхей сказал , что мы находимся на плоскогорье , на высоте в районе семисот метров . Я подумал , что он немного преувеличивает , поскольку Нагано располанается на высоте в триста с небольшим . Но уже потом , посмотрев карту высот , я узнал , что Юхей был прав .
Впечатление от картин местной природы ещё более усиливалось приближающимся вечером . Солнце склонялось к горам , его лучи рассеивались в воздухе , пробирались меж воздушных гор-облаков – и в один из моментов перед нами вдруг возникла настоящая стена света . Казалось , что свет шёл не от солнца , а был равномерно разлит повсюду в воздухе . Как будто сам воздух и был светом ! И мы ехали в него ! А вокруг были горы . . . Вдалеке – неприступные , синие , вблизи – весёлые , яркие , зелёные от листвы и золотые от солнца . Момент был поразительный , и я сказал об этом Юхею , но фотографировать не стал – фотография не передала бы этой эфемерной, небесной , золотой красоты . Через несколько минут солнце спустилось ниже – и золото постепенно стало уступать место синеве . Некоторые отголоски того момента видны на фотографиях 8448 и 8449 , которые я , впрочем , сделал с другой целью . Мы остановились на перекрёстке – и вдруг над полем с правой стороны я увидел орла ! Но орёл этот вёл себя как-то странно , всё время летая по непонятному зигзагу над одним и тем же местом . Я сказал Юхею – и тут выяснилось , что это вовсе не орёл , а воздушный змей , работающий пугалом для птиц (если увеличить снимки , до истинного размера , то хорошо видно) ! Да уж , всем пугалам пугало . Не то что птицы – люди покупаются . . .
Дальше мы свернули на совсем просёлочную дорогу в полях (8450) – и Юхей сказал , что уже близко и что сейчас нужно искать поворот , который настолько незаметен , что даже он сам , хоть здесь и живёт , иногда его пропускает . Мы проехали через маленький посёлок , напоминающий дачный , и тут Юхей нашёл поворот – настолько маленький , что его можно элементарно не увидеть . Мы свернули на совершенной глухой просёлок шириной в один автомобиль . Он был асфальтирован – но это был , наверное , первый случай , когда я увидел в Японии дорогу с плохим асфальтом . Края дороги осыпались – и наша городская машинка то и дело прыгала на колдобинах . Дорога виляла вправо-влево , прыгала вверх-вних , напоминая , скорее , тропу для пешего туризма в горах ,по лобовому стеклу секли ветки деревьев , так что я уже даже начал немного беспокоиться о том , чем же всё это кончится . Но уже через пару минут слева показалась небольшая площадка с аккуратным белым домиком , действительно похожим на наши дачные . Около домика был припаркован грузовичок Isuzu – непременный атрибут чуть ли не каждого японского домохозяйства на селе , сухопутный кукурузник , неутомимый труженик полей . Юхей подрулил к домику , развернулся во дворе и остановился . Дорога от станции заняла примерно двадцать минут .