“ Но нет ничего в этом мире , что было бы далеко от нас . “ В . Михайлов , “ Тогда придите , и рассудим “
Первые впечатления от Никко (8638) : город , безусловно , красивый , но какой-то чересчур выскобленный (даже для Японии) . К счастью , по удалении от станции он стал действительно городом , а не декорацией : появились пыльные здания , между стыками плит тротуара кое-где завиднелась трава – и вернулось ощущение жизни , живого места . Пока что меня больше привлекали горы , щедро разбросанные вокруг и кажущиеся непроходимыми (8639) . 8640 – интересное здание , напоминающее замок , в котором , несмотря на японскую архитектуру , всё равно чувствуется что-то европейское . 8641 – вот уже более характерный Никко при приближении к главным храмам . Впереди – снова знакомый автобус . Но через полминуты после того , как я сделал эту фотографию , произошло одно весьма неожиданное событие . Я раньше только читал об этом в Интернете – но никогда не думал , что доведётся увидеть и собственными глазами . В Японии обезьяны , чтобы не ходить по земле , часто (в особенности зимой) передвигаются по проводам . И вот сейчас я увидел двух обезьян , которые по проводам переходили дорогу , слева направо . Это был первый (и очень может быть , что и последний) случай в моей жизни , когда я увидел обезьян не в зоопарке , а в живой природе . Как вы понимаете , я был несколько удивлён и поэтому не догадался сфотографировать . К тому же они были довольно далеко впереди . Хотя и не совсем далеко – на снимке 8641 впереди виден парень в белых шортах . Они переходили дорогу почти точно над ним и он их даже фотографировал . Опасаясь , что обезьяны захотят позаимствовать мой фотоаппарат , я покрепче сжал его в руке и двинулся вперёд . Но когда я приблизился к месту перехода , обезьяны уже пропали .
8642 – на ближних подступах к Национальному парку Никко (и , разумеется , знакомый автобус) . 8643 – начало исторической территории . И вот он , мост Shinkyo (8644) . Странное дело , я читал , что по нему ходить нельзя – но сейчас на нём были пешеходы . 8647 – какая чистая вода ! Все камешки на дне видны !
Но тут я ненадолго отвлёкся от природных и историчеких достопримечательностей . Потому что мимо меня проехала иташя ! Это был единственный раз за весь третий визит , когда я в Японии увидел иташу ! Но тут я допустил одну из самых больших ошибок за всё путешествие . От радости я нажал не на ту кнопку и , вместо того , чтобы сфотографировать , выключил фотоаппарат ! Когда я снова его включил , иташя была уже слишком далеко . Я успел сделалть снимок 8648 – но он не несёт практически никакой ценности . На иташе было нереально крутое изображение Хацуне Мику-тан , но по этой фотографии составить о нём хотя бы приблизительное впечатление невозможно . Если вспомнить второй визит в Японию , то с иташями с Мику-тан мне явно не везёт . . .
Ну да ладно , не получилось так не получилось . Возвращаемся к главным целям . 8649 – 8651 – снова мост Shinkyo , на сей раз с более удачных ракурсов . 8652 – вход в Национальный парк . 8653 – UNESCO . А дальше пошёл подъём к храмам . Начавшись с узкой крутой лесенки , он то расширялся то ужимался снова , то переходя из лестниц в террасы , то превращаясь обратно в лестницы с высокми каменными ступенями (8653 – 8657) . Парило вовсю и я задыхался , с трудом продвигаясь вперёд в упругом , резиновом воздухе , не желавшем проходить в лёгкие – и приходилось каждым вдохом с усилием пропихивать его внутрь . Не завидую тем , у кого сейчас велотренировка . Но вот я , наконец-то , выбрался из лесно-лестничной тени – и с искренним облегчением увидел перед собой практически ровную площадку (8658) . Здесь уже начинался храмовый комплекс . Перед ним стоял памятник (8659) – но , к сожалению , я так и не понял , кому . Через площадку (8660) – и впереди уже виден блеск гордого , величественного Ринноджи (8661) . Он был закрыт на реконструкцию и я об этом знал , так что сейчас я только пофотографировал снаружи и со ступеней (8662 – 8665) , после чего по широкой песчаной аллее направился, огибая Ринноджи , к Тошёгу (8667 – 8673) , стараясь , по возможности , держаться в тени . Да уж , что и говорить – по количеству людей вокруг было понятно , что я приближаюсь к одной из важнейших достопримечательностей не только Японии , но и мира . И вот – вход в храм Тошёгу (8674 – 8677) . Храм Тошёгу –это , по сути , мавзолей первого сёгуна из династии Токугава , Токугавы Иэясу . Будучи , поначалу , весьма скромным , он был значительно расширен и украшен во время правления его внука , Токугавы Иэмицу . Тошёгу знаменит не только своей роскошью , но и тем , что отлично сохранился – его построили довольно поздно , в семнадцатом веке , когда в Японии уже наступили (благодаря как раз правлению Токугава) относительно мирные времена .
Прохожу через ворота – и оказываюсь на площадке со знаменитой многоярусной пагодой (8678 – 8683) . Это место я видел на фотографиях столько раз , что сейчас мне даже трудно было поверить , что всё происходит по-настоящему (это примерно как когда приезжаешь на концерт одной из любимых J-Rock-групп – и не можешь поверить , что действительно видишь музыкантов вживую) . Говорят , что эта пагода лучше всего выглядит в дождливую погоду – но у меня не было никаких возражений против того , что сейчас солнечно .
Проход дальше был платным . 8684 – вот очередь за билетами (честно говоря , я пытался сфотографировать продававшую билеты прекрасную мико , но не удалось) . Купив билет и показав его дружелюбному японцу на входе (8686) , я через ворота с устрашающими демонами (снова 8686) прошёл на следующую террасу . Храм Тошёгу – многоуровневый , он представляет собой огромное множество сооружений , лестниц и проходов , ведущих всё выше и выше по телу горы – и там , на самой вершине , и располагается усыпальница Токугавы Иэясу . Честно говоря , рассказывать про Тошёгу трудно , ибо он невероятно , немыслимо красив , и эта красота постоянна , в ней нет каких-то спадов , переходов , градиентов – а для того , чтобы создавать повествование , необходимы изменения . Поэтому сейчас мне было тяжело , ибо это ошеломляющее великолепие было неизменным , оно тянулось и тянулось , и я немного пришибленно шёл через него – то вперёд , то вверх .
А вот и знаменитые три обезьяны (8697) . Для того , чтобы их сфотографировать , пришлось отстоять очередь . Надо сказать , что этот храм был украшен и другими композициями (8696 и 8698) , но почему-то самой известной стала именно эта . 8699 – welcome to the next level . Тут же был устроен фотоугол , где можно было сфотографироваться на фоне храма . Выглядело это по туристичеки нелепо .
8700 – 8750 – дальнейшие фотографии из храма . Избавьте меня от необходимости описывать эту красоту словами – я был подавлен . 8729 – 8730 – снова пытался сфотографировать мико – и вновь неудача . 8741 – лабиринт . 8749 – а вот и знаменитый Nemuri Neko ! Дрыхнет себе , несмотря на то , что его толпами фотографируют . Типичный кот . . .
После этого я переступил ужасающе высокий порог , покинул пределы основного храма , и наконец-то вышел в живой , недавящий , человеческий мир (8751) – и по бесконечным каменным лестницам побрёл к вершине (8752 – 8754) . И вот – Внутренний храм (8755 – 8760) . Насколько я понимаю , до преобразований Иэмицу на этой горе больше ничего и не было . Через несколько минут впереди уже видно захоронение Токугавы Иэясу (8761) . Японцы , которые со своими богами и историческими деятелями на короткой ноге , фотографировали вовсю . Мне казалось как-то неудобным фотографировать на могиле , но тем не менее один снимок , с информационной табличкой , я всё же сделал (8762) . За табличкой видна статуя японского журавля .
Вслед за японцами я медленно обходил могилу по периметру . В пяти метрах под моими ногами покоились останки человека , который достиг великой цели – объединил Японию и прекратил её бесчисленные феодальные войны . Это было более четырёхсот лет назад . Почему же сейчас мне казалось , что это случилось даже не вчера , а сегодня утром , и что он вовсе и не умер , и что если сделать определённое (но какое ?) усилие , то до него можно дотянуться и поговорить ? Именно объединение Японии заложило основы для всей её последующей жизни , и , в конечном итоге – для создания аниме . Поэтому сейчас я не мог испытывать другого чувства , кроме глубочайшей благодарности , хотя и не мог предположить , как бы отнёсся к расцвету аниме сам Токугава Иэясу . Но история движется вслепую – и нам не дано предугадать всех последствий своих действий . А иногда мы не можем угадать и никаких . Но это ведь не повод для того , чтобы не действовать . Акеми-сан с моей майки спокойно взирала на захоронение – и мне казалось , что сейчас она ещё ближе к первому сёгуну Токугава , чем я сам .
А потом я , успокоенный , начал спуск . Нисхождение с вершин , где покоился Токугава Иэясу , к человеческим долинам (8763 – 8776) . На спуске мне больше всего запомнился огромный канделябр (8772 и 8773) – подарок от правительства Голландии . Я представил себе , сколько времени и усилий потребовалось , чтобы в семнадцатом веке привезти такую махину из Голландии в Японию и установить её здесь , и убоялся .
Но вот спуск закончен (8777) . Я покинул загадочную территорию богов и снова оказался в объяснимом , шумном и скучном мире людей . В тот момент мне показалось , что по сравнению с тем , что я только что видел и чувствовал , всё последующее не имеет смысла .